Урок литературного чтения. УМК «Начальная школа XXI века». 1 класс. 

Тема: Стихи о детях. Е. Благинина. «Тюлюлюй».

Учебные задачи:

- формировать нравственные понятия (совесть, доброе дело, щедрость, любовь);

- учить воспринимать юмористические стихотворения;

- учить выделять слова, в которых слышится авторское отношение к герою;

- учить определять тему и жанр прослушанного произведения;

- сравнивать разные по жанрам произведения (рассказ и стихотворение);

- создавать ситуацию успеха.

Учебные умения:

- выражать свое отношение к стихотворению, к герою;

- определять тему и жанр, правильно называть произведение.

Учебный материал: Е. Благинина. «Тюлюлюй», 3-4 книги о детях (рассказы и стихотворения).

Оборудование: сарафан, платок, корзинка, конфеты, цветные карандаши, листочки бумаги.

Ход урока:

1.Организационный момент.

У.Сегодня мы поиграем в игру «Дочки-матери». Знаете такую игру?

Д. Знаем.

У. Я - ваша мама, а вы мои детки. Я уехала в город, привезу вам гостинцы, а вы дома меня ждёте. (Ухожу за дверь, надеваю сарафан, платок, захожу в класс с корзинкою гостинцев).

2.Работа с книгами о детях.

У. Здравствуйте мои детки, заждались?

Д. Да.

У. Я сегодня привезла вам гостинцы - книги. Выбирайте кому какую? (Вытаскиваю из корзины гостинцы-книги. Дети выбирают «понравившуюся» книгу, т.е. свою, дома прочитанную).

У. Разделим книги по жанрам. Подойдите ко мне те, у кого стихи. (Дети подходят, называют автора и название книги). Молодцы!

У. А есть ли у нас рассказы? А сказки? (Проводится  аналогичная  работа с книгами. При необходимости помогаю ответить.)

У. Если вы внимательно сейчас работали и слушали  одноклассников, то назовёте  книги одинаковых авторов? (Если нет таких книг, то помочь детям).

У. Мы сегодня познакомимся с новым произведением. Будьте внимательны. Как вы думаете почему?

Д. Мы должны внимательно слушать, чтобы запомнить, о чём вы читали и о ком.

3. Слушание стихотворения Е. Благининой «Тюлюлюй». Беседа после чтения.

У. В корзине есть еще книга. (Достаю и показываю). Из этой книги я прочитаю вам произведение. Слушайте. Дети рассаживаются вокруг меня на паласе, зажигаю свечку).

У. Представьте, что мы живём в такое время, когда не было света, на дворе холодно, слякоть, а мы сидим у печки, читаем книгу при свече. (Читаю стихотворение).

У. Понравилось?

У. О каком человеке идет речь?

Д. Здесь рассказывается о Тюлюлюе. Он ленивый, любит поспать вкусно поесть.

У. Соответствует ли имя героя его характеру?

Д. Да имя соответствует характеру.

У. Каким тоном можно произносить слово Тюлюлюй?

Д. Насмешливым.

4. Высказывания учеников о герое стихотворения

У. Каким вы его представляете? (Дети описывают). Молодцы! Садимся за парты. (Включаю свет, гашу свечу).

5. Моделирование  обложки.

У. Я прочитала вам стихотворение Е.Благининой «Тюлюлюй». Давайте сделаем обложку книги. Возьмите лист бумаги, положите его вертикально.

(Дети выполняют).

У.Кто написал это смешное стихотворение?

Д. Е. Благинина.

У. Каким цветом рисуем рамку? Где?

Д. Красным. На верху листочка.

У.Покажите. Прочтём фамилию писателя. Кто скажет, как называется  стихотворение? Д. Тюлюлюй.

У.Верно. Это заголовок стихотворения.  Какого цвета? Где?

Д. Внизу страницы чертим рамочку синим карандашом.

У. Покажите модель. Прочтём заголовок. (Дети указывают на рамочку и читают – Тюлюлюй.)

У.Это рассказ, сказка или стихотворение?

Д. Это стихотворение.

У. Рисуем треугольник. О ком  это стихотворение?

Д. О Тюлюлюе. О мальчике.

У. Как сказать одним словом?

Д. О детях.

У. Каким цветом закрасим треугольник?

Д. Жёлтым.

У. Покажите модель. Молодцы. Подойдите ко мне, сделаем книгу. (Дети подносят листочки, подписываю их, скрепляю все вместе).

У. Автор, название, о ком, стихотворение, рассказ, сказка?  (На новом листочке пишу  под диктовку детей).

6. Повторное слушание и определение отношения автора к герою.  

У. Как  автор говорит о нем? Как называет? С какой интонацией в конце произносит: Вот  какой Тюлюлюй, Тюлюлюй, Тюлюлююшка!»?

7. Выполнение заданий в учебнике и тетради.

У.Откроем учебник с.68 , найдём это стихотворение. Что нарисовано на рисунке? Какой момент стихотворения?

Д.Художник изобразил момент, когда везут его на машине в больницу.

У. Найдите зелёную полоску. Почитаем.

У. Откроем тетрадь с.31  урок 24 задание №1. Посмотрите внимательно на слова, можно ли сразу среди слов найти имя мальчика?

Д. Да. Оно написано с большой буквы.

У. Прочитаем слова (дети читают в парах).

У. Переверните страницу, раскрасьте нашего героя. Смешной? Каким вы его себе представляете?

9. Физминутка. «Каравай».

10.Работа с рубрикой учебника «Книжная  полка».

У: На с. 70 рассмотрите обложки. Прочитаем на обложках название и фамилию автора. Какие вам знакомы? (Дети рассматривают, читают).

11. Рекомендации: найти книгу со стихотворениями о детях;  выполнить задания 3  в тетради  на с.32 (по желанию).

12. Итог урока.

У.Модель обложки какой книги мы сегодня сделали?

 Понравился ли вам урок? Чем вы не довольны? Над чем ещё нужно поработать.

 

 

Урок литературного чтения. 3 класс. УМК "Начальная школа XXI века"

Тема: Стихи Н.А. Некрасова  о природе. «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

 Цели:

 1. Продолжить работу по ознакомлению детей  со стихами поэта о природе. Учить понимать значение эпитетов, сравнений и олицетворений в стихотворении. Обучать выразительному чтению, пониманию особенностей интонационного рисунка (партитуры) стихотворения.

2. Развивать представление о лирическом  герое -  реальном и сказочном. Развивать умение использовать эпитеты, сравнения и олицетворения для понимания содержания стихотворения, читать выразительно подготовленные тексты стихов.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, традициям русского народа.

Оборудование: учебники «Литературное чтение», тетради, плакат-заготовка «Дед Мороз», шаблон шапочки Деда Мороза, вата, клей, ножницы, презентация

Ход урока:

1.Организационный момент:

У.: Посмотрите по сторонам всё ли в порядке в классе? Всё ли обычно?

Д.: Ой, кругом снег, снежинки!!

У.: Кто догадался почему? О чём говорит дата – 1 декабря?

Д.: Наступила зима.

У.: Верно, дети наступила, как говорят «зима календарная». Как вы понимаете это сочетание: календарная зима?

Д.: Первый зимний месяц по календарю – декабрь.

2.Проверка домашнего задания.

У.: Сейчас, ребята, нам придется вернуться в ясные осенние дни  - проверим домашнее задание. Работаем в парах. (Дети выполняют задание).

У.: Вы хорошо поработали дома, молодцы!

3.Тема, цели урока.

У.: Дети, отгадайте загадку. Какого человека нет, но его ждут, особенно, его подарки?

Д.: Дедушка Мороз.

У.: Кто уже догадался, какая будет тема урока?

Д.: Стихи Н.А.Некрасова о Деде Морозе.

У.: Да, тема сегодняшнего урока: Стихи Н.А. Некрасова о природе. «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

У.: Кто может поставить цели перед нами?

Д.: Ознакомиться с новым стихотворением. Найти его особенности. Найти эпитеты, сравнения и олицетворения.

У.: Вы правильно ставите цели перед нами. Я только немного добавлю.   Мы продолжаем изучать стихи Н.А. Некрасова о природе. Будем учиться   использовать эпитеты, сравнения и олицетворения для понимания содержания стихотворения, учиться читать его  выразительно и словесно рисовать портрет лирического героя, различая реальное и сказочное.

4. Работа с отрывком «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

1) Слушание (чтение стиха учителем).

У.: Я прочитаю стихотворение о том, как Мороз обходит свои владения. Вы слушайте и думайте, зачем он это делает,  для чего?

2) Беседа.

(Дети отвечают на вопрос).

У.: А вы знаете кто такой воевода? (Дети отвечают).

3)  Чтение произведения учащимися. Словарная работа.

У.: Прочитайте теперь стихотворение вы. Обратим внимание на трудные или непонятные слова. (Дети читают, одновременно разбирают непонятные, трудные слова).

 

4) Выполнение заданий к тексту.

У.: Чтобы    хорошо разобраться в содержании этого отрывка ответим на ряд вопросов.

5)Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений.

У.: Давайте обратимся к нашему герою. Выясним, какой он Дед Мороз? Слайд.

 Как вы думаете, Н.А. Некрасов нарисовал реального героя или сказочного?

Д.: Н.А. Некрасов нарисовал сказочного героя.

У.: Я не буду спрашивать почему? Думаю это и так вам уже понятно давно.

А какие литературные средства он использует, чтобы мы ясно представили картину его владений и его самого.

Д.: Автор использует эпитеты, сравнения, олицетворения.

У.: Приведите примеры. (Дети выделяют строки, зачитывая их, и определяют средство).

5.Физминутка.  Игра «Изобрази, кого захочешь».

У.: Отдохнём, поиграем в игру «Изобрази, кого захочешь». Я начну. Изобразите Деда Мороза. (Дети показывают). А теперь чью просьбу будем выполнять?

(По желанию детей изображаем героев или предметы.)

6.Создание словесного образа Мороза-воеводы. (Работа в группах).

У.: Молодцы. Хорошо отдыхаете. Продолжим работу. А как он выглядит Дед Мороз, опишите. Работаем в группах.

7.Упражнения в выразительном чтении песни Мороза-воеводы.

У.: Молодцы, теперь и я по вашим рассказам хорошо представляю нашего героя. Что бы вникнуть и в его характер, давайте выразительно прочитаем песню воеводы.  Какой тон?

Д.: Хвастливый и гордый.

У.: Темп?

Д.: Медленный. (Дети упражняются в чтении).

8. Коллективная работа – аппликация «Дед Мороз». (Дети доделывают по готовому рисунку (нарисовано только лицо) шапочку, усы и бороду Деда Мороза).

9. Заочное путешествие в город Деда Мороза.

У.: Дед Мороз, ёлка в каждом доме – значит, семья встречает…

Д.:  (хором) Новый год!

У.: Хотите побывать у Деда Мороза?

Д.: Да.

У.: Ну, тогда отправляемся! (Продолжение показа презентации).

10. Итог. Домашнее задание.

У.: Домашнее задание -  с.129-130 учить, выполнить задания в тетради. Слайд. Теперь вы лучше знаете новогоднего гостя? Ждите встречи с миром волшебства под Новый год.

 

 Материал о вотчине Деда Мороза в Великом Устюге.

Сегодня любой ребенок знает, что Дед Мороз живет в Великом Устюге, в своей великолепной вотчине. Дедушка Мороз действительно существует и даже вступает в переписку со всеми желающими. Ему можно написать настоящее письмо и получить такой же настоящий ответ с подарком в придачу. А еще Деда Мороза можно навестить, приехав к нему в гости.

Что же такого чудесного и интересного скрывают стены вотчины Деда Мороза? Что посмотреть, чему поудивляться? Сначала вы подъедете к ней и потеряете дар речи от восторга! Все светится и переливается! Ледяные скульптуры выглядывают из-за деревьев. А какая ледяная горка на вотчине – дети, скатившись, говорят, что в ней метров четыреста, не меньше! На самом деле, она не столь длинная, но детям нравится думать, что там не меньше полкилометра.

А теперь стоит войти в гостеприимный дом нашего любимого Морозушки. Во-первых, мы можем посетить личные апартаменты дедушки. Вернее, хоромы. Хозяйничают здесь девицы-красавицы в красивых русских платьях. Центральное место в хоромах отведено резной кровати Деда Мороза – большой, широкой, пышной. На кровати – семь подушек: по одной – для каждого дня недели.

Хоромы – это, конечно, чудесно, но настоящий восторг вызывает огромный тронный зал. Здесь весь год стоит высоченная, всегда нарядная елка.   На деревянном троне восседает сам Дед Мороз

Дед Мороз – он не только добрый, но еще и умный и очень деловой. У него даже есть свой кабинет и зал заседаний.

В резиденции есть открытая мастерская Деда Мороза – здесь работают лучшие умельцы-мастера, творящие своими руками настоящие чудеса из дерева, бересты, соломки, глины и других природных материалов. Прямо на глазах гостей изготавливают и тут же расписывают.

В резиденции проходят различные представления и праздники. Скучно здесь никогда не бывает. А как красиво! И елочки, елочки кругом! Нарядные, сверкающие! Просто чудо как хорошо!

Трудно в это поверить, но еще каких-то пятнадцать-двадцать лет назад никто не знал, где живет Дед Мороз, куда он уезжает после окончания всех новогодних торжеств. Теперь дело другое — теперь всем известно, куда вызов Деду Морозу направлять, чтобы он в гости на праздник пожаловал. Усадьба у Деда Мороза даже не одна — официальный адрес его в Великом Устюге зарегистрирован, это город такой древний на севере России, в Вологодской области. А есть у Деда Мороза и столичная резиденция, а расположена его московская усадьба в Кузьминском парке, в Юго-Восточном округе Москвы.

Открытый урок литературного чтения.УМК "Начальная школа 21 века".

Предмет, тип урока: литературное чтение, изучение нового.

Тема: «Произведения К.Г. Паустовского. Какие бывают дожди?"

Продолжительность: 45 мин

Класс: 3

Технологии: педагогические технологии, использующие  мультимедиа проектор, ноутбук - изучение и обучение на базе компьютера, компьютерные коммуникации, программы Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, индивидуально-дифференцированный подход, групповая работа.

Аннотация:

Урок литературного чтения в 3 классе УМК «Начальная школа   XXI века» проведён с использованием ноутбука.

Тема урока «Произведения К.Г. Паустовского. Рассказ «Какие бывают дожди?» Этот урок является заключительным в изучении произведений мастера рассказов о природе К.Г. Паустовского.

Сам К. Паустовский считал, что дарить людям «сказку жизни» - способность открывать прекрасное и романтичное в самом обыденном – вот основная задача человека на земле. Необходимо было построить урок так, чтобы и мои ученики  увидели красоту окружающей нас природы не только в художественном, но и в научно-познавательном произведении, услышали бы шум дождя и  особенность каждого вида, его красоту и незабываемость. Конечно же, нужна предварительная подготовка маленького читателя к работе на ноутбуке. Работа на нём ведётся регулярно, но каждый ребёнок владеет навыками работы в разной степени. Дети с удовольствием познают мир и получают новую информацию по ПК. Для этого мы использовали ИКТ технологии, которые помогают учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации, её переработки и усвоения. А для современного ученика применение мультимедиа в учебной деятельности выглядит вполне естественным.

Новые информационные технологии обучения обладают и определенными дидактическими возможностями:

*источник информации;

*повышают степень наглядности;

*организуют и направляют восприятие;

*наиболее полно отвечают интересам и запросам учащихся;

*создают эмоциональное отношение учащихся к учебной информации, положительную мотивацию;

*это и дополнительный материал, выводящий за пределы обязательного уровня.

Информационные технологии, открывают для меня не только дополнительные возможности обучения и развития моих учеников, но помогают организовать работу маленьких детей в проектном режиме. Ведь приоритетной педагогической задачей для учителя начальной школы является развитие способностей ребёнка. Учебная среда с интегрированными в неё информационными технологиями создаёт для учеников высокую мотивацию и условия для реализации их собственных идей, которые стимулируются и поощряются мною. Компьютер на уроке позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые сложно увидеть или услышать  в повседневной жизни. Например, голоса поэтов, писателей, видеофрагменты постановок. Компьютер позволяют увеличить объём, скорость обработки данных  и многократность повторения предлагаемого для ознакомления материала. Особенно очень смешное или интересное мы просматриваем несколько раз.

Пользоваться ноутбуком, ориентироваться в Интернете уже умеют все дети класса, но в разной мере. На уроке показывает умение пользоваться ноутбуком один ученик – Петрова Настя, помогает ей Жукова Лера, умение ориентироваться в книге-справочнике два ученика – Осипов Кирилл, Жукова Лера. В подготовке материала к уроку принимали участие ученики всего класса.

Дети проводили время в школьной библиотеке, искали информацию в Интернете, в классе использовали имеющиеся диски. Я и родители учеников старались стимулировать инициативу детей, их познавательную самостоятельность. Помощь учителя и родителей  в данный момент необходима не только для успешного освоения Интернет-пространства, но для воспитания культуры пользователя и информационной культуры, необходимой для выборочного использования необходимой информации, её обработки и передачи более широкому кругу пользователей. В результате такой работы появилась презентация к уроку по рассказу К.Г. Паустовского «Какие бывают дожди?», найдены записи шума дождя, подобраны словари (толковый и электронный). Всё это расширило кругозор детей, дало  определенные знания. Создавая презентацию, мы использовали программу Microsoft PowerPoint, для изготовления раздаточного материала (таблицы, составляющие части таблицы), для печатания, редактирования текста и создания таблицы на ноутбуке - Microsoft Word. Компьютерные возможности мы использовали как средство обучения, позволяющее находить обрабатывать информацию. Ведь согласно Федеральному компоненту государственного стандарта мы должны «в результате освоения предметного содержания начального общего образования получить возможность приобрести общие учебные умения, навыки, освоить способы деятельности, в том числе и работе с информацией». Таким образом, наша информационная культура – это часть результата нашего с учениками образования.

Чтение рассказа К. Паустовского  на уроке стало более осознанным, мотивированным. Дети учились работать с информацией, т.е. её первоначальное восприятие, работа с фактическим материалом, переработка его в виде плана, таблицы. При этом дети работали индивидуально, фронтально, в парах или группах. Компьютер, мультимедиа проектор, ноутбук выступали в роли учителя – давали учебную информацию, являлись наглядным пособием, выполняли функцию рабочего инструмента как средство подготовки текстов, как текстовый редактор, что создавало необходимую для данного урока информационную среду.

Уроки литературного чтения учат работать с информацией, как на страницах учебника, так и на страницах тетради. Все задания рабочей тетради  направлены на знание изученного текста и умения сохранять и передавать информацию в разных видах. Выполняя дома домашнее задание, дети должны использовать поученную информацию и в рабочей тетради должны найти ещё одно названия дождя, который льёт стеной.

Дети смогли «услышать чужую речь», воспринять, переработать, частично запомнить научную информацию, в результате всей работы понять, элементарно пережить и сделать для себя вывод, чем и насколько полезна была данная «беседа с автором».

Практическая реализация:

*Петрова Настя, ученица 3 класса:

- Интересный и познавательный урок. Конечно, больше всего понравилось составление таблицы в ноутбуке – ведь она новая для меня и ребят. Устала немного, но я довольна собой – справилась! «С самой трудной работой», - так сказала Людмила Александровна.

*Кутырёва М. А.:

- Применение компьютерной техники на данном уроке целесообразно, так как способствовало достижению целей:

1.Усилению воспитательной функции урока.

2.Активизации познавательной деятельности учащихся.

3.Формированию коммуникативной компетенции.

4.Повышение уровня умений работать с информацией различных источников.

5.Формированию информационной культуры.

Учитель продемонстрировала владение современными методами преподавания, умение работать с различными информационными ресурсами, владение современными ИКТ.

Урок построен с учётом темпа усвоения учебного материала учащимися и их индивидуальных возможностей. Методика данного урока позволила учащимся проявить интерес к изучаемой теме. Учащиеся отвечали на вопросы, делали верные выводы, работали с различными источниками, делились полученной информацией и мнениями, обобщали изученное. Таким образом, использование ИКТ  на данном уроке способствовало повышению эффективности и качества обучения.

Адрес сайта:

Конспект урока.

Учебные задачи:

1.Ввести в круг чтения новое произведение К.Г.Паустовского.

2.Закрепить знания о художественном и научно-познавательном рассказах.

3.Учить работать с информацией научно-познавательного рассказа (выделение фактов и их описаний, оформление их в виде таблицы).

Учебные умения:

1.Различать художественные и научно- познавательные рассказы.

2.Называть  произведения К.Г.Паустовского, вошедшие в круг чтения.

3.Работать со справочной книгой (словарь, энциклопедия).

4. Составлять таблицы.

Оборудование:

Учебник «Литературное чтение» Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова,

3 класс;

Тетрадь «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, 3 класс;

Рисунки животных, людей - героев изученных произведений К.Г. Паустовского;

Капельки дождя из цветной бумаги;

Презентация;

Ноутбук;

Компьютер и мультимедиа проектор;

С.И. Ожегов. Словарь русского языка.

Диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006 (DVD).

Ход урока:

1. Организационный момент.

У. Здравствуйте, дорогие друзья - дети, гости. Давайте улыбнёмся  и пожелаем друг другу хорошего дня.

2. Актуализация знаний.

У. Посмотрите внимательно на репродукцию картины И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу». Какие звуки вы слышите? А хотите побывать  под дождём? (Включаю запись шума дождя, открываю зонт)

У. Ну, бегите ко мне, прячьтесь под зонт. Что вы  услышали?

Д. Мы услышали дождь.

У. А что такое дождь? Каким он бывает, вы знаете?  (Дети говорят,то, что они знают о дожде, сообщают сведения из БЭКиМ).

У. А разве может быть много дождей? Говорят: дождь идёт, вчера был сильный дождь. Почему о дожде говорят по- разному? Вам это интересно?

Д. Да.

3. Тема, цели урока.

У. Я думаю, вы догадались, что сегодня на уроке мы будем говорить о дожде? Произведения какого автора мы изучаем?

Д. Мы изучаем произведения Константина Георгиевича Паустовского.

У.Тема сегодняшнего урока: Произведения К. Г. Паустовского. Какие бывают дожди?  Кто поставит перед нами цели урока?

Д. Будет знакомиться с новым произведением. Узнаем, какие бывают дожди. Определим жанр произведения.

У. Молодцы. Нам предстоит ввести в круг чтения новое произведение К.Г. Паустовского, закрепить знания о видах рассказов, научиться работать с таким  рассказом, вспомнить изученные  произведения К.Г.Паустовского, продолжить работу со справочными источниками (словарь, энциклопедия, диски). (Показать). С этими источниками будут работать Петрова Н., и Жукова Л.

4. Проверка домашнего задания.

У. Посмотрите на рисунки. Назовите произведения. (Дети называют произведения К.Г.Паустовского).

 У. Расскажите, что вы знаете о герое рассказа «Кот-ворюга». Какой это рассказ? (Дети отвечают на вопросы).

5. Изучение нового произведения.

У. К.Г. за свою большую писательскую жизнь он побывал во многих уголках нашей страны. «Почти каждая моя книга – это поездка. Или, вернее, каждая поездка – это книга», – говорил он. Всё его творчество тесно связано с Мещерским краем, который стал для него второй родиной. «Там до конца я понял, – вспоминает писатель, – что значит любовь к своей земле, к каждой заросшей гусиной травой колее дороги, к каждой старой ветле, к каждой чистой лужице, где отражается прозрачный серп месяца, к каждому пересвисту птицы в лесной тишине».

Первичное чтение.

У. Сейчас вы самостоятельно прочитаете произведение такого замечательного автора, определите его жанр и тему. (Дети выполняют задание).

У. Услышали дождь? Звуки? Запахи? Понравилось? (Дети делятся впечатлением от рассказа).

У. Каков жанр, тема произведения?

Д. Рассказ о природе.

У. Похож ли этот рассказ на изученный рассказ о коте?

Д. Нет

У. А почему?

Д.«Кот-ворюга» - юмористический рассказ, а этот другой?

У. Какие ещё бывают рассказы? (Дети отвечают, или рассматриваем схему).

У. Это ребята научно-познавательный рассказ и он отличается от художественного. Вы заметили чем? Сравним с рассказом «Кот-ворюга».

Д. Нет отношения автора. Рассказ не передаёт чувств.

У. Что же он передаёт? Зачем его написал Паустовский?

Д. Он даёт нам сведения о дожде.

У. Да дети такие рассказы передают факты и их описание. Сейчас мы и будем искать факты, их описание, перечитывая текст.

Физминутка.

У. Давайте изобразим движением дождь.

Вторичное чтение.

У. Мы часто на уроках говорим о широком потоке информации, которую вы получаете в школе, дома, на улице. Чтобы лучше запомнить её, нужно учиться запоминать самое главное. Как можно это записать, в виде чего?

Д. Информацию можно записать в виде плана. В нём мы передаём самое главное.

У. На сколько частей вы разбили бы текст? (Дети называют свои варианты. Далее урок строится в зависимости от того, сколько частей выделят дети)).

У. Используя прочитанный вами рассказ, мы рассмотрим такое явление природы как дождь и составим план. Можно ли как-то заранее узнать о приближении грозы, ненастья, дождя?

Д. О приближении дождя мы узнаём по приметам.

У. Какие приметы выделил автор? (Дети читают первый абзац)).

У. Как понимаете слово «голосят»? (Дети отвечают)

У. Давайте найдём это слово в словаре. (Ищут ответ в толковом словаре).

У. Как К. Г. Паустовский передаёт состояние природы перед дождём? (Дети продолжают читать первый абзац, озаглавливают первый пункт плана).

У. Как описано начало дождя? (Дети читают второй абзац). 8 слайд.

У. Как понимаете слово «крапает»? (Дети отвечают)

У. Давайте найдём это слово в словаре. (Ищут ответ в толковом словаре).

У. Послушайте, какие звуки слышны в природе, когда капают первые капли. (Дети слушают запись «Начало дождя»).

У.  Какие ещё звуки вы услышали, кроме первых капель. Я подскажу: «О них не говорилось в рассказе!

Д. Звуки грома и  голоса птиц.

У. Как озаглавим эту часть.

Д. Начало дождя.

У. Что происходит дальше?  (Дети читают третий абзац).

У. Послушаем эти звуки, а запахи вспомним. (Дети слушают запись «Шум дождя», озаглавливают 3 часть).

У. Какие дожди автор описал? Перечислите их.

Д. Это дождь спорый, грибной, слепой и, как говорят, дождь льёт стеной.

У. Как озаглавим эту часть.

Д. Виды дождей.

У. Давайте опишем эти дожди и составим таблицу «Виды дождя», используя данные БЭ и словаря – это задание первой группе, а вторая группа – использует описание К.Г. Паустовского и заполняют карточку, а третья группа – распределяют готовые описания и названия дождей у доски (Дети зачитывают отрывки, заполняют таблицы «Виды дождя»: 1 гр. – используя Толковый словарь и БЭКиМ на ноутбуке, 2 гр. – используя материал рассказа в карточке, 3 гр. – распределяют готовые описания и названия дождей у доски).

У. Проверим. Молодцы, хорошо справились с работой

6. Рефлексия.

У. Поработав с описанием дождей, я думаю, теперь вы узнаете любой дождь. Сейчас проверим!!! Посмотрите на слайд, какого вида дождя  здесь нет?

 

Виды дождя

 Название

Описание 

Спорый (быстрый, скорый)

Льёт отвесно, сильно, всегда приближается с набегающим шумом. Если на реке, то слышен звон капель.

Грибной

Сонно сыплет из  низких туч. Лужи тёплые. Он не звенит, а шепчет.

Стеной

Сплошной и напряжённый гул.

 

 

Д. Нет слепого дождя.

7. Оценки. Домашнее задание

У. Перечитать текст, рассказать какие бывают дожди или составить рассказ «Мой любимый дождик», выполнить задания в тетради, используя информацию, полученную на уроке найти другое название дождя стеной.

8. Итог урока.

У. Заканчивается урок, описание дождей тоже закончилось, значит, дождь окончился. (Включаю запись «После дождя»). Какое у вас настроение? Какого цвета вы представили, увидели капельки, которые падали с неба, с веток, с проводов после дождя? Положите их в мои ладошки. (Дети описывают капельки, передавая своё настроение, кладут их в ладошки учителю).

Открытый урок литературного чтения.УМК "Начальная школа 21 века".

Тема: «По дороге сказок».

Цели:1)Формировать понятие «доброта», «красота», уважение», «милосердие». Расширять читательский опыт учащихся знакомством со сказками зарубежных писателей.

         2) Учить выделять признаки сказок, правильно называть произведения, различать сказки авторские и народные, рассказывать о сказке по плану. Развивать творческие способности детей.

        3) Воспитывать  любовь и доброе отношение к животным.

Оборудование: рулон бумаги (обоев), краски, кисточки, баночки с водой, простые карандаши, ластик, доски для письма маркером, карточки с планом  рассказа о сказке, учебники, картинки сказочных героев, спокойная музыка.

Ход урока:

1) Организационный момент.

(Дети маршируют у доски под речёвку)

- У: РАЗ, ДВА.

- Д: ТРИ, ЧЕТЫРЕ.

- У: ТРИ, ЧЕТЫРЕ.

- Д: РАЗ, ДВА,

- У:  Кто шагает здесь у нас?

- Д: Второй класс. Второй класс.

НАСТЯ

ЖЕНЯ

АРТЁМ

КИРИЛЛ

ЛЕРА

КИРИЛЛ

НИКИТА

- У: Не спешите!

- Д: Не мешай!

- У: Подождите!

- Д: Догоняй!

- У: РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА.

- Вы  куда?

- Д: ТРИ-ЧЕТЫРЕ, ТРИ-ЧЕТЫРЕ.

- Вас мы ждём, в сказку мы идём.

2)Тема. Цели.

У: Сейчас, сейчас вы отправитесь в путь по дороге сказок. Но можно я вам немного помогу. Садитесь.  (Дети садятся за парты лицом друг к другу). Давайте сначала решим, что вы там будете делать, что с собой возьмете, как подготовиться к дороге.

Д: Мы «пройдем» по прочитанным сказкам раздела «Зарубежные сказки».  Будем рассказывать об этих сказках.

У: Я вам посоветую записать их авторов и название (построить модель обложки понравившейся сказки). Вспомнить каких героев, из каких сказок вы можете встретить. Готовы к этому?

Д: Да.

3) Работа по теме урока.

 1.Повторение.

У: Сказки читают и любят дети всей Земли. Во всех странах есть свои сказки.

Какие две большие группы сказок вы знаете?

Д: Народные, литературные.

У: Читая сказки в каких странах мы побывали, узнали их обычаи, сравнили их с нашими?

Д: Мы побывали, читая сказки в Германии, Норвегии, Англии, Северной Америке, на Украине.

У: Сейчас попробуйте узнать сказку по отрывку. (Зачитываю отрывок, дети называют сказку,  3-4 сказки). Узнайте сказочного героя по картинке. Назовите сказку. (Дети выполняют).

У: Молодцы хорошо знаете изученные сказки. Мне не страшно будет за вас:

2. Рисование сказочных героев.

У: А что бы вы не заблудились, я вам дорожку постелю (разворачиваю рулон бумаги). Здесь вы разместите любимых своих героев. А на доске маркером нарисуете модель обложки своей любимой сказки. Вот вам ещё волшебные маркеры, краски и чудо вода.  (Дети выполняют рисунки героев к одной сказке по группам, создают модель обложки. Звучит тихая музыка)

У: В путь, ребята! Счастливого вам пути!

3. Физминутка.

Давайте отдохнём. Но делать обычную физминутку не будем. Вы  встаёте, если  у  вас  есть животное, которое я сейчас назову,  а если нет - садитесь. (Называю слова: кот, черепаха, собака, медведь, петух, осёл, мышь, койот).

4. Защита работ.

Молодцы! Вы хорошо потрудились. А теперь расскажите, где вы были, кого видели? Рассказ постройте по плану. (Раздаю детям план рассказа о сказке).

Если надо,  можете воспользоваться учебником.

План рассказа о сказке.

*Название сказки.

*Авторская или народная.

*О чём или о ком эта сказка?

 *Как начинается сказка?

 *Кто главные герои? Кто им помогает? Кто мешает?

 *Кто из героев нравится? Почему?

 *Есть ли в сказке чудеса? Какие?

 *Чему эта сказка учит

4) Итог урока.

У: Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Какой же урок вы извлекли из сказок?

Д: Сказки учат нас быть дружными и добрыми, помогать другу, если он попал в беду. Любить и беречь животных.

У: Что вам понравилось в пути, а с чем вы не хотели бы больше встречаться?

Нам понравился добрый петушок Голосистое горлышко. Он поступил справедливо. Но я бы покормил мышат, чтобы в следующий раз они тоже работали. Ведь они поняли, что вели себя плохо, не помогая петушку.

Я не хотел бы встречаться с хозяевами бременских музыкантов. Животных не надо выгонять, когда они стали старыми. А я бы, наверное, испугалась встрече с разбойниками.

5) Оценки.

6)Домашнее задание. Принести в класс книги со сказками.

© cubarsckaya

Сделать бесплатный сайт с uCoz